Актуальные проблемы социальной защиты населения. Проблемы социальной защиты населения в рф и пути их решения. Субъекты и объекты социальной защиты

Для того чтобы общество можно было с уверенностью назвать цивилизованным и культурным, необходимо придавать значение такой сложной сфере, как социальная система. Вопросы социальной защиты населения должны быть первоочередными. От состояния социальной сферы напрямую зависит стабильность общества, устойчивость его развития.

Определение 1

Социальной защитой называют систему социальных гарантий государства, адресованных его населению. Эти гарантии предполагают помощь, оказываемую на поддержание минимально допустимого уровня жизни индивида , в случае утраты им трудоспособности

Основные проблемы социальной защиты

Социальная политика государства неразрывно связана с общественными взглядами и экономической политикой, и во многом зависит от них. В данном случае государство выступает институтом политической системы. Деятельность социальных институтов и граждан нацелена на индивидов, являющихся элементами общественной сферы, и представляющую собою модель социальных взаимодействий между людьми.

  • Отсутствие четкого законодательства: в данный момент в России не существует законодательной базы, которая четко могла бы регулировать оказание государственной поддержки в рамках социальной защиты населения;
  • Сомнительные перспективы развития пенсионной системы: действующая система не справляется с возложенными на нее функциями, а достойной альтернативы на сегодняшний день нет. Для решения этой проблемы выдвигаются различные предложения. К примеру, повышение пенсионного возраста, отмена страховой части накоплений, переход на добровольно накапливаемую пенсию;
  • Поддержка людей в сложной жизненной ситуации: ряд социальной помощи предоставляется по категориям индивидов. Предоставление социальной защиты должно быть лимитировано оценкой имущества и доходов в собственности, потребности в жилье;
  • Иждивенческие настроения в обществе.

Меры по разрешению проблем социальной защиты населения

Из мировой практики можно выделить ряд мер, успешно применяемый для решения проблем социальной защиты населения. К примеру, модернизация рынка труда, для чего инфраструктура должна быть повсеместно. Новые отрасли помогут развить человеческий капитал. Семьям с детьми, особенно, многодетным, необходима интенсивная поддержка. Такой поддержкой является материнский капитал, предоставление земельных участков в бесплатное пользование, а также различные дотации на коммунальные услуги.

Пожилые люди нуждаются в комплексной программе социальной защиты. В первую очередь, необходимо предоставить адекватную медицинскую помощь. Система здравоохранения у пожилых людей должна соответствовать современным мировым реалиям. К тому же, требуется модернизация системы здравоохранения в целом, и гарантии оказания медицинской помощи безвозмездно.

В целом, государственная социальная защита должна усовершенствоваться, приблизить социальную защиту к населению. Необходимо отметить такой факт, как уравнивание всех граждан. Данное действие неадекватно и неэффективно. Необходимо помнить, что только объективные рамки социальной защиты положительно воздействуют на трудоспособность индивида.

Замечание 1

Являясь особенным институтом современного государства, социальная защита является индикатором уверенности в будущем. Граждане знают, что каждый из них является показателем уверенности в социальных гарантиях. Необходима уверенность, что при наступлении социальных рисков индивид не останется без источника к существованию, в случае, если социальные риски случатся.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет национальной и мировой экономики

Учебная дисциплина – Социальные проблемы рыночной экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Проблемы социальной защиты населения

в России»

Москва – 2003


Введение …………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и сущность социальной защиты населения ……………… 4

2. Роль социальной работы в защите населения ……………………… 5

3. Проблемы и пути реформирования системы социальной

защиты населения в России …………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………………………… 15

Список использованных источников …………………………………... 17

Введение

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ социальной защиты НАСЕЛЕНИЯ

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства го­сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указан­ными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономиче­ской самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения .

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществле­нии доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управ­ления;

2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в соци­ально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

Государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспе­ченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

Частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена обще­ства за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, дохо­дов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждаю­щийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

Законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на ос­нове базовых стандартов и программ,

Регулирование доходов и расходов населения;

Социальное страхование;

Социальное вспомоществование;

Социальные услуги;

Целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

- поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политиче­ского резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных дея­ний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от­дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индиви­дов;

- заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражда­нину по мере письменного обращения заявителя или лица, представ­ляющего его интересы;

- патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и груп­пам населения.

С другой стороны, проблема социальной защиты населения на современном этапе развития нашего общества характеризуется снижением финансовых возможностей для реализации эффективной социальной защиты, обусловленным спадом эффективности и объемов производства, высокими темпами инфляции . Между тем преодоление спада производства и стабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда и занятости. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что социальная защита не может быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только социально уязвимыми группами неработающей части населения, в то время как необходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частью населения, т.е. наемными работниками и предпринимателями, занятыми производством товаров и услуг.  


Сегодня, говоря о проблеме социальной защиты населения, мы столкнулись с таким относительно новым для нас явлением, как бедность. Хотя бедность как социально-экономическое явление существовала и в дореформенный период, что проявлялось в достаточно низких стандартах потребления и материального обеспечения, в современных условиях она приобрела новые количественные и качественные параметры.  

Исследование содержания доктрины социального неолиберализма позволяет выявить принципиальные различия между основными современными моделями рыночной экономики в решении самой сложной проблемы - проблемы социальной защиты населения.  

В то же время на современном этапе реформирования проблемы социальной защиты населения стали центральными. От их решения во многом зависят на-  

Данная проблема требует разработки теоретических и методологических положений и рекомендаций, направленных на решение широкого комплекса следующих задач обобщение имеющегося методического и практического опыта по управлению социально -экономическими процессами изучение вопросов, связанных с содержанием понятия социально-экономических факторов, выявление путей усиления влияния социально-экономических факторов разработка рекомендаций по оценке уровня развития коллектива выбор методов оценки эффективности разработка методических рекомендаций по программно-целевому управлению социально-экономическими процессами рассмотрение основных понятий , характеризующую социальную защищенность сформулировать общий подход к построению системы социальной защиты населения в новых условиях выработать предложения для формирования социальной политики и механизма ее реализации на этапах рыночных преобразований.  

Государство не в состоянии эффективно разрешить все социальные проблемы , поэтому актуальным становится вопрос быстрейшей разработки и внедрения механизмов социальной защиты населения на новой основе, которая предусматривала бы вовлечение в сферу социальной деятельности различных негосударственных, частных, предпринимательских структур, групп и отдельных добровольных помощников.  

Информацией для составления первого раздела являются текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте сведения органов социальной защиты населения о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях распространенные данные итогов обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике.  

Р.т. самый взрывоопасный рынок, чреватый социальными катаклизмами, рождающий социальные проблемы и потрясения, преодоление которых и сглаживание социальной напряженности не под силу рыночным факторам - для этого необходимо руководство рынком труда высшими силами общества, государством. В странах социальной рыночной экономики (Швеция, ФРГ, Дания) государство достаточно успешно справляется с проблемами регулирования рынка труда , направляя его динамичные созидательные свойства на процветание населения и устраняя социально опасные проявления Р.т. В России рынок труда находится в стадии формирования , а некоторые его признаки деформированы. Еще слабо реализуется цена рабочей силы (заработная плата), господствуют неплатежи и бартер, не налажена банковская система и деформировано денежное обращение , не отработана система социальной защиты населения и т.п.  

Проблемам У.ж. уделяется определенное внимание, в большей мере декларативного характера, со стороны международных организаций . Так, в ст. 25 Конвенции МОТ "Об основных целях и нормах социальной политики" № 117 отмечается, что человек имеет право на такой У.ж., который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности и т.д. По рекомендации ООН У.ж. определяется системой показателей состояния здоровья, уровня потребления, занятости населения , образования, жилищного обеспечения, социальной защиты населения страны.  

Для решения этой проблемы необходимо освободить жилищно-коммунальные предприятия от несвойственных им функций социальной защиты населения, изменив порядок предоставления и финансирования льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.  

В силу сложившихся исторических и экономических обстоятельств - слабой межрегиональной мобильности экономически активного населения , наличия института прописки, отсутствия рынка жилья , национальных особенностей населения, его оседлости, психологической неподготовленности к перемене жительства - рынок труда России носит в основном региональный характер. Следовательно, материальная и социальная поддержка работников в случае несостоятельности их предприятий -это проблема в основном регионального уровня. В целях координации усилий и согласования действий, предпринимаемых в направлении социальной защиты предприятий-банкротов, между ФСФО России и Федеральной службой занятости России заключено соглашение, в соответствии с которым они обязуются на территориальных уровнях обмениваться необходимой для этого информацией, совместными усилиями разрабатывать концепцию социальной поддержки высвобождаемых работников, систематически проводить консультации, семинары и конференции по выявлению путей решения социальных проблем. Налажено сотрудничество с профсоюзными, общественными и коммерческими организациями в этой области.  

В целях недопущения дальнейшего обострения проблемы бедности и снижения уровня жизни населения органами социальной защиты республики предоставлялись социальные пособия малоимущим гражданам в виде доплаты до уровня официально устанавливаемого прожиточного минимума . Социальные пособия выплачивались в денежной и натуральной (продукты питания) форме.  

Пока не будет преодолен недостаток финансовых средств , направляемых на социальные нужды, и не будет налажено регулярное пополнение доходной части бюджета, ни о каких комплексных мероприятиях социальной защиты не может быть и речи. Однако реализация политики адресной социальной защиты зависит не только от средств и возможностей, но и от желания. Социальная политика пока не является приоритетным направлением действий государства. Да и на уровне местной власти часто остаются незамеченными насущные проблемы слабо-защищенных слоев населения, общество не готово к благотворительности и состраданию как органической гуманистической потребности.  

Узловыми вопросами современной экономики Башкортостана, которые выступают в качестве социальных индикаторов, отражают соответствие функционирования экономики потребностям людей, являются проблемы выравнивания социально-экономического развития регионов РБ вопросы природопользования и охраны среды обитания развитие потребительского рынка , сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства обеспечение занятости и подготовки кадров задачи социальной защиты и обеспечения роста денежных доходов населения.  

Более эффективными в этом отношении доказали себя законодательно обязывающие экономические методы социальной защиты , предложенные государству Дж.М.Кейнсом, который обозначил самые болевые точки рыночной социальной болезни 1) несостоятельность саморегулирования обеспечить полную занятость населения и 2) несправедливое распределение доходов и богатства рыночными методами. Тем не менее приоритет Дж.Кейнс отдавал проблеме обеспечения населения полной занятостью , ибо занятость - это наличие не только работы и соответствующих рабочих мест , но и заработка, дающего населению необходимые средства существования.  

Несколько лучше решаются вопросы социальной защиты в Москве, где, как отмечалось, достигнут самый высокий в России уровень занятости населения и самый низкий уровень безработицы . Вместе с этим в Москве наблюдается самый большой разрыв в доходах между высшей и нижней 10-процентными группами населения. Поэтому проблема выравнивания доходов яв-  

Особенность Р.р.с. состоит в том, что он порождает сложные, взрывоопасные социальные проблемы (безработицу, забастовки, бедность, социальную напряженность и т.п.), но не обладает свойством решать эти проблемы. Их решение становится делом государства (см. Государственная программа содействия занятости населения Социальная защита).  

Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально -экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности , устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса , который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда , самого труда развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды , формирование и движение финансовых потоков и т.д.  

С началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В результате появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местном уровнях. Но основные социальные обязательства и принципы социальной поддержки советского периода были сохранены, и поэтому возникли параллельные однотипные социальные программы для отдельных категорий населения и для бедных. Например, в настоящее время существуют две программы социальной помощи, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Первая - это льготы для определенных категорий населения, предоставляемые без контроля доходов домохозяйств. Расходы консолидированных региональных бюджетов на оплату этих льгот, составили 11.9 млрд. рублей в 1999 г. и 17.6 млрд. руб. в 1999 г. Вторая программа - это жилищные субсидии для бедных семей, расходы на которую составили 1.96 млрд. руб. в 1999 г. и 3.08 млрд. руб. в 2000 г.23 Сопоставление этих данных позволяет нам сделать вывод о том, что льготы для бедных на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют только 14% в общем объеме финансирования данного вида льгот.  

Существуют также аргументы в защиту социального регулирования. Проблемы, которые решает социальное регулирование , серьезны и значительны по масштабам. В 1992 г. в США 8500 рабочих погибли в результате несчастных случаев на производстве. Загрязнение окружающей среды твердыми частицами продуктов неполного сгорания и элементами, разрушающими озоновый слой атмосферы, по-прежнему является бедствием для крупных городов и дорого обходится, вызывая снижение стоимости имущества и рост расходов на поддержание здоровья. Тысячи детей и взрослых ежегодно умирают вследствие несчастных случаев, вызванных использованием продуктов, которые создавались с нарушением технологии. Дискриминация чернокожего населения и представителей национальных меньшинств, женщин, инвалидов и престарелых рабочих снижает заработки этих групп и вдобавок вменяет обществу большие издержки.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

За рубежом получил распространение метод оценки ущерба, который основан на готовности населения платить за благоприятное качество окружающей среды . В целом методические принципы оценки ущерба окружающей среде основываются в большей степени на категории нематериальной выгоды защиты окружающей среды , куда относятся такие категории, как стоимость выбора, стоимость наследства, стоимость существования и др. Речь идет о возможности использования определенного аспекта окружающей среды в будущем. Сюда же относится и оценка психологических и социальных издержек, связанных с загрязнением окружающей среды . При этом сложной проблемой является перевод таких эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды , как стресс, отказ от своих первоначальных намерений, разочарование, агрессивность и чувство тревоги и другие экономические показатели.  

Таким образом, статистические органы должны не просто описывать различные социально-экономические процессы, но и выявлять взаимосвязи между ними. Это важно для разработки экономической политики , принятия управленческих решений , выбора наиболее эффективных мер по их реализации. Например, для улучшения здоровья населения необходимо строить новые медицинские и оздоровительные учреждения. Однако при определенных условиях более эффективными способами решения этой задачи являются улучшение жилищно-бытовых условий и защита окружающей среды . Статистические органы должны также способствовать тому, чтобы были приняты наиболее оптимальные решения по этому и многим другим аналогичным вопросам. Понятно, что для того, чтобы выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы , нужно изучать взаимосвязи между соответствующими явлениями и процессами.  

В бизнес-инкубаторе открыт бизнес-клуб для деловых женщин, целью которого является привлечение социально незащищенного слоя населения к решению проблем безработицы через поддержку предпринимательской инициативы, защита интересов женщин, привлечение общественного мнения к проблемам женского предпринимательства, а также поиск партнеров по бизнесу. Для бизнес-инкубатора данный клуб является поставщиком новых идей и знакомством с потенциальными партнерами. Для желающих найти партнеров по бизнесу подготовлен постоянно действующий стенд под рубрикой Предлагаю сотрудничество.  

В России переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел к снижению уровня жизни населения, тогда как именно в этой категории фокусируются все усилия и результаты деятельности государства в области социальной защиты. Россия столкнулась с рядом проблем, в том числе и в трудовых отношениях. Можно выделить некоторые из них:

  • · неплатежи заработной платы, натуральная оплата труда, забастовочное движение;
  • · ликвидация и банкротство предприятий, смена собственника;
  • · размежевание интересов работников и работодателей.

Работодатели выдвигают более жесткие требования к исполнительской дисциплине к качеству труда, а также ратуют за облегчение процедуры увольнения работников и уменьшение социальных обязательств перед ними. Интерес же работников состоит в:

  • · увеличение (либо сохранение) объема гарантий и льгот, ограничение свободы работодателя при найме и увольнениях;
  • · расширение государственного надзора за соблюдением прав в сфере труда.

В настоящий момент в России действует новое трудовое законодательство. Но если американский рынок предусматривает низкие гарантии работникам при их неукоснительном соблюдении работодателями, европейский - высокий уровень прав при жестких санкциях за их несоблюдение, то российский рынок - множество прав в сфере труда при их безнаказанном игнорировании. Данная проблема связана с минимальной эффективностью государственного контроля в сфере труда и снижении профсоюзной роли в регулировании трудовых отношений.

Рассмотрим ряд основных проблем, препятствующих совершенствованию социальной защиты работников в России.

По нашему мнению, одной из главных проблем для России является теневая занятость. Наиболее распространены следующие формы нарушения трудового законодательства: прием на работу по устной договоренности, сокрытие от налогообложения части или даже всего заработка, неоплата (неодобрение) отпуска или больничных листов, а также ситуация, когда трудовая книжка находится не в том месте, где человек работает.

В результате социологического исследования, проведенного среди работающих, для выяснения позиций по отношению к разного вида внеправовым практикам, респонденты поделились на «обиженных» работодателем (права работника нарушаются чаще, чем он сам нарушает трудовую дисциплину), на «обижающих» работодателя (сбои в трудовой дисциплине возникают чаще, чем нарушения трудовых прав), и на тех, кто не в обиде. Последних оказалось 21%, «обижающих работодателя» - 14%, а «обиженных работодателем» - 65%. Но наиболее интересно распределение этих групп по категориям опрошенных (таблица 1).

По данным таблицы 1 наибольшая доля «обиженных», чьи трудовые права ущемляются чаще, чем они сами нарушают законы и правила в сфере труда - среди работников бюджетной сферы (80%), рабочих промышленных предприятий (74%), работающих по устной договоренности (63%).

Данный факт свидетельствует, что даже на государственных предприятиях не обеспечивается соблюдение всех прав работающих, в том числе недостаточны меры по совершенствованию социальной защищенности. Причины данной ситуации мы видим в наличии теневой занятости, следствием чего является неуплаченные налоги, как со стороны работника, так и со стороны предприятия. Результатом чего является низкая оплата труда работников бюджетной сферы. По итогам 2009 года в организациях образования среднемесячная заработная плата составляет 13293,6 руб., здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения - 14819,5 руб., предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 15070 руб., тогда как средняя величина прожиточного минимума составляет 5497 руб. в месяц.

Низкий уровень оплаты труда и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозит проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (до 80 %) расходуется на питание и покупку потребительских товаров, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских и других услуг. Одной из важных социальных гарантий в области оплаты труда является минимальная заработная плата. Основой определения минимальной заработной платы в развитых странах является прожиточный минимум, ниже него она не устанавливается. Прожиточный минимум, можно сказать, является красной чертой для измерения бедности, оказавшись за которой человек не может обеспечить на свой доход даже самые насущные потребности, минимально необходимые для сохранения здоровья и своей жизнедеятельности, особенно в продуктах питания. В настоящее время в России минимальная заработная плата 4330 руб. ниже официального прожиточного минимума, определенного по методологии Минтруда РФ. Из этих фактов следует, что минимальная зарплата, по сути, не является в России социальной гарантией, что находится в прямом противоречии с Конституцией.

Заработная плата - это доход, формирующий основной совокупный платежеспособный спрос населения, определяющий структуру и динамику производства. Поэтому падение уровня зарплаты вызывает сжатие внутреннего рынка и дальнейшее сокращение производства. Уменьшается и налоговая база, а значит, сокращаются бюджетные поступления, что ограничивает возможности государства в решении как социальных, так и инвестиционных задач. Необходимо, следовательно, и в макроэкономическом плане использовать воспроизводственную и стимулирующую функции заработной платы, для чего необходимо снять налоговые ограничения на ее рост, исключить использование теневой занятости.

Известно, что отечественная промышленность находится в кризисе. Ее собственники нацелены не на долгосрочные перспективы, а на достижение максимальных результатов в настоящее время. В связи с этим их кадровая политика часто не предусматривает развития социальной направленности в отношениях с работниками. Так, доля зарплаты в валовом продукте России составляет только 40% против 70% в развитых странах. Это означает, что непропорциональную долю в валовом продукте занимают предпринимательская прибыль, процент на капитал и рента. Многие экономисты видят выход из кризиса российской экономики в возрождении реального сектора экономики и переориентацией финансового сектора на обслуживание промышленности. Для реализации этой задачи требуется высококвалифицированная рабочая сила. Однако, в отраслях российской промышленности, определяющих научно-технический прогресс: приборостроение, точное машиностроение, станко-инструментальная промышленность, радиоэлектроника и другие наукоемкие отрасли, за годы реформ потеряно свыше 70% производственного персонала.

Утерян прежний квалификационный уровень российских рабочих. Так, доля рабочих 4-6-го тарифных разрядов, составляющих кадровую основу промышленного персонала предприятий, достигла более 50% только в трех отраслях - нефтедобывающей (59,9%), нефтехимической (52,0%), цветной металлургии (51,5%). Доля рабочих низших, 1-3-го разрядов, в таких отраслях, как швейная составляет 53,3%, обувная - 46,7%, деревообрабатывающая - 44,2%. Низкий квалификационный уровень производственного персонала является одной из основных причин слабой конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Это обстоятельство, в свою очередь, отражается на прибылях предприятий, что ограничивает их финансовые возможности для повышения квалификации персонала.

Изменения в экономической и политической системах России принесли как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, внесли значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека, то есть снизили уровень социальной защищенности. Таким образом, возникла вторая по значимости социальная проблема в России - проблема подготовки и переподготовки кадров. Многие работники находятся под угрозой увольнения или потери достигнутого социального статуса в результате структурной перестройки экономики. Большинство из них нуждается в активной социальной защите, основными составляющими которой является создание новых рабочих мест и опережающая переподготовка кадров.

В индустриально развитых странах социальная защита работающих в форме профессионального обучения осуществляется в рамках целевых государственных и региональных программ обеспечения качества рабочей силы. Такие программы крайне необходимы российской экономике, но в настоящее время, к сожалению, плохо работает механизм их формирования, плохое финансовое, правовое и информационное обеспечение. Несомненно, убыточные организации не в состоянии использовать профессиональную переподготовку кадров как средство социальной защиты высвобождаемых работников.

Не менее важной проблемой для России является работа в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. По данным Госкомстата России, в 2009 году в условиях, не отвечающих системе санитарно-гигиенических критериев, трудились: в отраслях промышленности - 28 % занятых, в строительстве - 16,5 %, на транспорте - 33 %.

Но есть и положительные тенденции, а именно снижение травматизма на производстве. По сравнению с 2000 и 2009 годом, травматизм снизился в 3,3 раза. Данные представлены в таблице 2.

Таким образом, в России существует множество социальных проблем. Государство выработало систему социальной защиты населения, которой присущи следующие основные черты:

Множественность, не системность и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики.

Дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования мероприятий по социальной защите.

Организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения.

Неразвитость систем социального страхования и социальной самозащиты граждан.

Множественность видов и форм социальных пособий, а также категорий их получателей.

Преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий. Отсюда возникает неэффективность системы социальной защиты работников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Государственная и муниципальная служба

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

На тему: «Проблемы социальной защиты населения»

Научный руководитель:

Зам. зав. каф., к.с.н., доцент Сергушко С.В.

Москва 2015

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

социальный защита население государственный

Выбор эффективной? социальной политики является одной? из важнейших задач органов власти. Социальная защита населения - основной? атрибут социальной? политики любого цивилизованного государства. От ее успешной? реализации зависят не только условия жизни населения конкретного региона, но и общие перспективы экономического развития страны. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой? темы определяется необходимостью создания гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях.

В настоящее время социальная защита населения становится основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Анализ теоретических разработок и практического опыта, накопленных как в стране, так и за рубежом, свидетельствует, что неизбежным спутником любых социально-экономических реформ является ухудшение положения, снижение жизненного уровня населения, вызванные ростом цен, инфляцией и задержкой выплаты заработной платы и пенсии. Темпы роста стоимости жизни опережают темпы роста доходов населения, что приводит к расширенному воспроизводству малообеспеченных слоев.

Цель моего исследования состоит в раскрытии сущности, содержания и механизма социальной защиты населения с точки зрения минимизации социальных рисков, и в разработке основных направлений совершенствования.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

· изложить сущность социальной защиты населения;

· выделить и охарактеризовать основные формы, виды, принципы формирования и функционирования системы социальной защиты населения;

· провести организационно-экономический анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения, а также выявление проблем, функционирования системы социальной защиты населения;

· исследовать особенности системы социальной защиты в российском обществе.

1. Понятие и сущность социальной защиты

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом - сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца.

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

В последнее время российские авторы все чаще рассматривают социальную защиту как защиту различных групп населения от потенциальных социальных рисков. Так:

· В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия»;

· по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни»;

· Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан - ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двухступенчатой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства. В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

1.1 Принципы и функции социальной защиты

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость . Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты - значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите - это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Важно это еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека. Справедливость и гуманизм в социальной защите - это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности . Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено - формы, методы, системы, технологии социальной работы - представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненней ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность - это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

· помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;

· развития надомного труда;

· поддержки негосударственных систем социального страхования;

· формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

· развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);

· сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежный сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий;

· поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты - ее адресность , т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное - помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность. Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

· размер совокупного семейного или среднедушевого дохода - он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.).;

· отсутствие средств к существованию;

· одиночество и неспособность к самообслуживанию;

· материальный ущерб или физические повреждения.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и др. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению социального творческого потенциала, использованию собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демографических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность . Важнейший субъект социальной защиты населения - государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции - целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются они в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции - это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

· экономическая;

· хозяйственно-бытовая;

· психолого-педагогическая;

· социально-медицинская;

· юридическая;

· культурно-досуговая;

· организации труда.

В процессе развития системы социальной защиты населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

Следует отметить, что реализация обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, несмотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

1.2 Субъекты и объекты социальной защиты

Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования. В России к ним относятся внебюджетные социальные фонды:

· пенсионный фонд РФ (ПФР);

· фонд социального страхования (ФСС);

· фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Вместе с тем нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5-10% населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где практически четверть населения находится за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладения новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности - все эти функции профсоюзных организаций делают их в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными.

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты - работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовым ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальную инфраструктуру, предоставлять различные социальные блага - бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия - экономические, организационные, правовые финансовые и др.- для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектам и социальной защиты.

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации. Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

· инвалидам;

· одиноким пенсионерами одиноким супружеским парам, не способным к самообеспечению;

· престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;

· детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;

· семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

· многодетным и неполным семьям;

· семьям безработного;

· лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);

· лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);

· лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона. Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь. Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

2. Структура системы социальной защиты населения

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

· Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.

· Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

· Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты:

· социальное обеспечение;

· социальное страхование;

· социальную помощь;

· социальную работу;

· социальную поддержку;

· реабилитацию и адаптацию;

· социальные льготы и гарантии;

· самозащиту и самопомощь;

· систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты - социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения -- это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы:

· пенсионная;

· денежных пособий;

· медицинского обслуживания;

· социального обслуживания и социальной помощи.

Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления.

Социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, - от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.

Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

3. Проблемы системы социальной защиты населения России

В сфере государственного управления социальной защиты населения можно выделить несколько глобальных проблем организационно-правового характера:

· политика в области улучшения жилищных условий;

· политика в области регулирования пенсионного обеспечения;

· политика в области здравоохранения;

· политика в области регулирования безработицы и занятости.

Политика в области улучшения жилищных условий. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6м 2 против 35 и 70 м 2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18м 2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности. По подсчетам специалистов, при самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально использовать этот финансово-экономический инструмент сможет не более 7-8% населения России.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита, либо с частичной помощью государства, приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

Политика в области регулирования пенсионного обеспечения. Доходы Пенсионного Фонда России в 2014 году понизились по сравнению с 2013 годом на 2% и составили 6159,1 млрд. рублей.

При этом в результате осуществления мероприятий в 2014 году среднегодовой размер трудовой пенсии составил 11,6 тыс. рублей с 10,7 руб. в 2013 году. Соотношение размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в РФ в прогнозный период будет поддерживаться на уровне 39%; размер трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера - на уровне 182%; средний размер социальной пенсии - на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Политика в области здравоохранения. Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать. Речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств.

Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства «льготников» оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием - в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости. Общая безработица в РФ в 2014 году составила в среднем 4.0 миллиона человек или 5,3% экономически активного населения страны, в 2013 году она составляла в среднем 4,3 миллиона человек или 5,7%. При этом на февраль 2015 года уровень безработицы увеличился до 4,4 миллионов человек или 5,8%.

В связи со значительным ростом безработицы, ограничение максимального размера пособия, приводит к тому, что величина ежемесячных выплат безработным оказывается в 1,5-2 раза ниже того уровня, который бы позволил поддерживать приемлемый уровень жизни для населения, не имеющего возможности трудоустроиться.

В 2015 году уровень безработицы не превысит 8,3%. Такие данные сообщают в аналитическом центре при правительстве РФ. Согласно результатам расчетов при вариантах прогнозируемого сокращения ВВП от 3 до 5% уровень безработицы в 2015 году не превысит уровня 2009 года. В свою очередь министр труда и социальной защиты Максим Топилин отметил, что уровень общей безработицы пока остается на приемлемом уровне.

По словам Топилина, в проекте бюджета предусмотрены дополнительные средства на случай, если будет рост численности безработных. Как отметил глава Минтруда, зарезервированы порядка 15 миллиардов рублей. В экстренных случаях эти средства могут быть направлены на поддержку регионов и на пособия по безработице.

3.1 Пути реформирования системы социальной защиты населения России

Введение экономических санкций против России, ослабление рубля и всплеск инфляции, произошедшие осенью прошлого года, привели к снижению реальных денежных доходов населения и возникновению напряженности на рынке труда отдельных регионов. Статистические данные начала этого года свидетельствуют о наличии серьезных вызовов, которые органам исполнительной власти, занимающимся вопросами труда, занятости и социальной защиты, предстоит преодолеть.

В начале этого года Правительством Российской Федерации принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Прежде всего, необходимо обеспечить стабильное и позитивное развитие демографической ситуации.

Особое внимание в этом году необходимо обратить на вопросы денежных доходов населения, прежде всего оплаты труда.

В прошлом году реальная заработная плата в целом по стране выросла лишь на 1,3%. При этом в производственных отраслях рост составил только 0,8%.

Выйти на положительный результат удалось благодаря активной работе по реализации мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. В целом в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании и культуре реальная зарплата выросла на 3,0%. В культуре рост реальной зарплаты составил 10,2%, в социальном обслуживании - 6,8%.

В первые два месяца 2015 г. в динамике ситуации с денежными доходами населения наблюдаются негативные тренды. Реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились по сравнению с январем-февралем 2014 г. на 0,7%, а реальная заработная плата - на 9,1%. Из-за высокой инфляции снизилась покупательная способность социальных пособий и выплат семьям с детьми, ветеранам и инвалидам.

Удержать более существенное падение реальных денежных доходов населения удалось благодаря индексации с 1 февраля 2015 года страховых пенсий на 11,4%, а также индексации с 1 января 2015 г. на 5,5% пособий семьям с детьми и материнского капитала.

С 1 апреля 2015 г. проиндексированы социальные пенсии с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год на 10,3% и ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые отдельным категориям граждан на 5,5%.

Федеральным законом, принятым Государственной Думой 27 марта 2015 г., предусмотрено осуществить с 1 февраля 2016 года индексацию детских пособий, ЕДВ и некоторых других социальных выплат на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и индексом потребительских цен, установленным на 2015 год (5,5%).

В 2014 году завершена подготовительная работа по введению в действие с 1 января 2015 года нового механизма пенсионного обеспечения граждан. Осуществлена конвертация прав по новой пенсионной формуле.

В рамках второго этапа реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации подготовлен законопроект, направленный на создание механизма выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.

Повышение уровня пенсионного обеспечения напрямую связано с проблемой легализации трудовых отношений, выведения граждан и бизнеса из тени, и, соответственно, увеличения объема уплачиваемых страховых взносов.

Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации ряд мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений и повышение собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.

Среди мероприятий:

· выделение государственной поддержки (субсидий, дотаций и т.д.) как субъектам Российской Федерации, так и организациям, с учетом легализации трудовых отношений и уплаты обязательных платежей;

· закрепление обязательного условия полноты уплаты обязательных платежей, при исполнении государственных контрактов;

· изменение механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей, с тем чтобы им предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования, путем трансформации механизма предоставления льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Уплата страховых взносов должна происходить вне зависимости от вида осуществляемой экономической деятельности, в одинаковом размере. При этом государственная поддержка, могла бы предоставляться за счет средств федерального бюджета адресно только действительно нуждающимся в такой поддержке организациям.

В 2014 году принят ряд федеральных законов по обеспечению гарантированных государством прав застрахованных граждан на пособия по обязательному социальному страхованию.

На Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность оказывать гражданам бесплатную помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представлять интересы застрахованных лиц в судах.

С 1 января 2015 года увеличена продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за тяжелобольными детьми в возрасте от 15 до 18 лет.

В ближайший период предусматривается провести преобразование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Цель этой работы - перенести акцент с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев и возвращению пострадавших к трудовой деятельности.

В целях защиты работников организаций-банкротов будет предусмотрена выплата пособий таким работникам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ситуация на рынке труда в 2014 году была стабильная. В течение всего периода индикаторы состояния рынка труда находились на исторических минимумах.

Уровень общей безработицы снизился с 5,5% в 2013 году до 5,2% от численности экономически активного населения. Осенью 2014 года на регистрационном учете состояло примерно 800 тыс. безработных, что на 180 тыс. человек меньше, чем в 2013 году.

В начале 2015 года ситуация изменилась. Уровень общей безработицы увеличился с 5,2% до 5,8% от численности экономически активного населения. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, достигла 1 млн. человек.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности были разработаны мероприятия по предотвращению резкого ухудшения ситуации на рынке труда, поддержке эффективной занятости и достижению сбалансированности рынка труда субъектов Российской Федерации.

На реализацию этих мероприятий бюджетам субъектов Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета. Субсидии предоставляются под региональные программы, предусматривающие временную занятость, опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов, социальную занятость инвалидов.

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Особенности организации социальной защиты населения в России. Анализ социально-экономического развития и социальной защиты населения городского округа Железнодорожный. Характеристика деятельности Управления социальной защиты населения городского округа.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Характеристика социальной политики Республики Башкортостан в системе социальной политики государства. Функции территориального органа Министерства труда и социальной защиты населения - отдела Управления труда и социальной защиты населения в г. Межгорье.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2015

    Выявление особенностей социальной защиты отдельных групп населения. Проблемы социальной защищенности населения и деятельность органов местного самоуправления по вопросам социальной защиты. Организация работы с лицами, нуждающимися в социальной поддержке.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Характеристика социальной защиты населения и ее форм как объекта регионального социального управления. Изучение практики реализации форм социальной защиты населения в регионах Российской Федерации. Анализ проблем управления социальной защитой населения.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2013

    Особенности социальной защиты семьи в Российской Федерации на современном этапе. Мероприятия государственной семейной политики: основные направления развития социальной сферы. Механизмы и инструменты ее реализации. Проблемы социальной защиты семьи.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2016

    Система социальной защиты населения: функции и принципы. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Особенности медико-социальной экспертизы. Медицинская реабилитация инвалидов. Закон об обязательном социальном страховании.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2015

    Сущность системы социальной защиты населения, направления работы в данном направлении. Финансово-правовое регулирование социальной защиты граждан. Основные подходы к финансовому обеспечению социальной защиты, их нормативно-законодательное обоснование.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Характеристика и формы социальной защиты в Российской Федерации. Функции государственного обслуживания населения. Инструменты и методы управления развитием социальной сферой региона. Муниципальные программы в области защиты населения в Саратове.

Поделиться