Алексей Овакимян: «Здоровый авантюризм и инновационный подход – вот что нужно, чтобы состояться в профессии. Алексей овакимян: «хороший бизнес-проект — большая редкость. Но в каких показателях это могло бы выражаться

Старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» - о том, почему разработка стратегии развития - неблагодарная работа, для чего Челябинской области нужен еще один аэропорт, и почему главный ресурс развития - не экономика, а образование.

Алексей Дмитриевич, вы возглавляете группу, которая занимается разработкой стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года.

Да, честно говоря, я поначалу не очень-то хотел заниматься написанием стратегии. В том числе потому, что понимаю, что это такое. В 2002–2005 годах я работал в областном министерстве экономического развития и занимался этим. К тому же прогнозировать будущее - это вообще работа на любителя. Хотя бы потому, что ты понимаешь, что все равно не сбудется (улыбается).

С другой стороны, последние серьезные стратегии развития в нашей области писались в 1998 и в 2008 году. Так уж получилось, что оба раза нагрянувшие в те годы кризисы делали эти работы неакутальными уже через несколько месяцев.

Тем не менее, я понимаю, что стратегия региону - нужна. На основе именно таких документов должно и вестись бюджетное планирование, и готовиться необходимая нормативная база. Планирование в любом случае должно строиться на чем-то. Не на том, например, что условный глава условного региона слетал в условный Мюнхен, что-то ему там понравилось, и он решил: «А давайте сделаем точно также». Речь все-таки идет о деньгах, и необходимо заранее планировать, делить, понимать, что в приоритете, и вообще - откуда эти деньги возьмутся.

Стратегия нужна. Но делать ее никто из нормальных людей не хочет (улыбается). Неблагодарная работа.

- Тогда почему вы решили взяться за это дело?

Во-первых, это достаточно серьезный профессиональный вызов для меня.

Во-вторых, это совпадает с моим мировоззрением. Я со временем понял, что жить буду здесь, в Челябинске (улыбается). Мне здесь комфортно. Это город (как и вся область) с пока еще хорошим качеством рабочих кадров, с множеством интересных людей, и в то же время это территория с достаточно низкими издержками. А город-миллионник - это оптимальное место для жизни. Здесь уже много чего есть из инфраструктуры, но нет той суеты, что есть в той же Москве.

В-третьих, губернатор региона Борис Дубровский решил, что разрабатывать стратегию надо с «опорой на собственные силы». Это не лишено определенной логики - разрабатывать планы развития области должны те, кто знает регион и хочет продолжать в нем жить.

К тому же практически все региональные стратегии, которые разрабатывают крупные консалтинговые компании, достаточно шаблонные. Я посмотрел несколько подобных документов - это, по сути, матрица, куда закладываются региональные показатели, а все остальное идет совершенно идентично друг другу.

На разработку стратегии власти региона выделили девять миллионов рублей. В глазах обывателя это заметные деньги. А на самом деле - это много или мало?

На самом деле важна не только сумма, но и срок выполнения работы. Если сравнивать с другими регионами, то «ценник» колебался от 120 миллионов и двух лет работы до 18-19 миллионов и года работы. У нас, повторюсь - девять миллионов. И всего полгода на работу. Это немного.

Разработка любой стратегии начинается с детального анализа текущей ситуации, положения. При этом не раз приходилось слышать, что действительно качественной информации, аналитических и статистических данных по экономике региона на самом деле не так уж и много.

Это не стало для нас неожиданностью. Как и то, что имеющаяся статистика скорее выдает желаемое за действительное. Хотя есть много достоверной, качественной информации. Но одно дело данные, которые поддаются подсчету и верификации - скажем, количество юридических лиц или число зарегистрированных объектов недвижимости. И совсем другое - например, объем внешнеторгового оборота Челябинской области с другими регионами России. Как-то детально это подсчитать просто вряд ли возможно. Мы к этим данным относимся философски...

Если считать экономику региона в целом, то надо понимать ресурсы, конкурентные преимущества. Если мы обеспечены ресурсами и обладаем конкурентными преимуществами, то куда конкретно пойдет товарный поток - в Башкирию, Казахстан или в США, решат сами предприниматели, а не власти. Задача властей - при наличии конкурентоспособного продукта обеспечить необходимые для него меры поддержки. Или же создать условия для создания конкурентного продукта. В своей работе мы с коллегами исходили именно из этого.

- Кого вы привлекли к работе над стратегией?

Попытались собрать всех, кто хочет помочь. И это даже стало для нас некоторой проблемой - сроки-то заказчик установил короткие. А мы с кем только ни разговаривали - заводы, экономические факультеты и кафедры вузов, муниципалитеты, даже искусствоведы и журналисты. Позитивного в этом было то, что интересных мыслей, идей, месседжей было много. Но когда пошла речь о том, что все предложенное надо четко описать, претендентов стало меньше (улыбается). У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь, какие механизмы должны быть - гораздо меньше. С этим есть проблемы.

В итоге остановились на том, что часть работы взял на себя ЮУрГУ, кое-что - ЧелГУ, часть работы отдали федералам, в частности, привлекли аналитический центр «Эксперт» и Дмитрия Толмачева.

«У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь - гораздо меньше».

Возвращаясь к нынешнему состоянию Челябинской области, ее экономики. Каково положение дел, и сильно ли отличается экономика нашего региона от того, что принято о ней думать?

Если говорить об экономике, то наша область продолжает отставать от аналогичных нам регионов страны. Мы не берем даже лидеров - Москву, Санкт-Петербург или Казань. Сейчас мы проигрываем в сравнении даже коллегам-«металлургам» из Череповца (Вологодская область) или Липецка. Кроме них, мы также смотрели Кузбасс и наших соседей из Свердловской области и Башкортостана.

Если брать Вологодскую и Липецкую области, то у них темпы роста объясняются «низкой базой», но они опережают нас по динамике диверсификации экономики своих регионов. Они стали менее «металлургическими», чем Челябинская область. И по темпам, динамике экономического роста (начиная от бюджетных доходов, доходов населения, величины валового регионального продукта) они нас сейчас опережают.

Челябинская же область в 90-е годы потеряла тот уклад экономики, что был в годы Советского Союза. Мы ведь были сильны не только металлургией. У нас не только производили металл, но и делали из этого металла машины, оборудование, электрооборудование, на которых производился конечный продукт. Третьего-четвертого уровня переделов.

Сейчас, по сути, остался лишь первый-второй уровень передела. Мы производим металл, добываем какие-то полезные ископаемые, а вот металлообработка и машиностроение, увы, сохранились не на том уровне.

Та же металлообработка сейчас занимает мизерный процент от производимого в области металла. И наши металлурги, с тех пор как машиностроение в 90-е годы рухнуло, не рассматривают потребителей в Челябинской области как сколь-либо значимых для себя заказчиков, и практически всю продукцию поставляют либо на экспорт, либо в другие регионы страны. Взять ту же медь на заводах РМК почти нереально - они законтрактованы на годы вперед. То же самое - у «Мечела» или ММК, получить их продукцию можно в лучшем случае у крупных оптовиков.

- А машиностроение и «оборонка»?

Те, кого мы называем машиностроителями, как правило, мечтают либо получить гособоронзаказ, либо встроиться в цепочку поставщиков госкорпораций или нефтегазовых компаний типа «Роснефти» или «Газпрома».

Понимаете... практически вся экономика области... Во-первых, у нас нет конечного продукта, а во-вторых, крупнейшие отрасли скорее ориентированы на спрос крупных потребителей за пределами региона, а не на B2C, не на конечного потребителя, не на розничный рынок, не на внутренний спрос жителей области. На собственное население наша экономика работать не умеет.

- А сельское хозяйство?

Да, безусловно, оно ориентировано на конечного потребителя, это, в конце концов, продукты питания (улыбается). И да, оно стало занимать заметное место в экономике. Но это по-прежнему далеко не металлургия по объемам.


«На собственное население наша экономика работать не умеет»

На самом деле в том, что я описал, есть и объективная сторона. По большому счету, наши предприятия могут рассчитывать на конечного потребителя, на спрос населения только в рамках уральской локации - Челябинская, Свердловская, Курганская, Тюменская области, Башкортостан. Это на самом деле, неплохая локация, третья по размерам в стране, на этих территориях живет более 15 миллионов человек в 500-километровом плече от Челябинска.

- Хороший рынок.

Да, неплохой. Но - не Китай. Если же делать массовый конечный продукт для всего мира, надо иметь и логистику его доставки, причем максимально дешевой. То есть - порт. Морские перевозки ведь самые дешевые, особенно если в больших объемах. А у нас до ближайшего моря - три тысячи километров.

Подождите. Многие годы нам говорили, что Челябинская область обладает уникальным географическим положением и определенным логистическим потенциалом и преимуществами.

Сейчас для наших производителей у нас нет никаких преимуществ в логистике. Наши производители могут рассчитывать на эффективное транспортное плечо в 500, по некоторым видам товаров - в 700 километров. Это, по сути дела, Большой Урал.

- А перспективы транспортного коридора до Китая и в обратном направлении - в Европу?

Когда-то я еще в качестве чиновника продвигал эту идею. И она в целом жива - коридор Урумчи - Челябинск - Западная Европа.

- А мы не упремся в пределы пропускной способности железной дороги и трассы М-5?

М-5 - эта настоящая беда, проблема. Со всех сторон - как с транспортно-логистической, с точки зрения экономики региона, так и с точки зрения безопасности: аварийность и смертность зашкаливают. Эту проблему надо так или иначе решать. Она - ключевая для нашей области.

Но власти региона не могут тратить на М-5 свои ресурсы - трасса-то федеральная. Хотя в свое время шла речь о строительстве трассы-дублера.

Стоимость реконструкции нашего участка М-5, по нашим подсчетам, порядка 70 миллиардов рублей. Вариант с трассой-дублером тоже в целом реалистичен. Варианта два: либо власти области смогут убедить Росавтодор (во что мне не очень верится, потому что их планы уже сверстаны на долгое время вперед), либо мы делаем платную трассу-дублер. Но ее создание без привлечения федерального гранта или чего-то подобного вряд ли возможно.

Развитие логистики без М-5 невозможно. Мы все-таки... наш вектор развития, как мне видится, направлен в Азию. В средней полосе России конкуренция уже очень высокая, и если нашим производителям искать свои рынки сбыта, то они к востоку от Челябинской области.

Коридор «Западная Европа - Западный Китай» важен даже в глобальном смысле. И он пройдет там, где для этого быстрее создадут условия, будь то наша область или, скажем, Оренбург. Если трасса М-5 и железная дорога станут частью этого коридора, то Челябинск может стать действительно востребованным логистическим узлом.

Хотя, если внимательно смотреть на технологии, на 17 лет вперед... Железная дорога - не самый перспективный вид транспорта.

- Почему?

Очень дорого. По шоссе - тоже дорого. Дороги, железные и автомобильные - это громадная инфраструктура, которую надо сначала создавать, строить за гигантские деньги, а затем содержать, что также требует значительных затрат.

Почему морские перевозки самые дешевые? Потому что, по сути, кроме портов, там нет инфраструктуры - корабли просто плывут по морю.

У авиации сегодня есть ограничения по грузоподъемности самолетов, поэтому «воздух» тоже достаточно дорогой. Но пока что расчеты показывают, что в далеком будущем именно воздушные перевозки будут доминировать наряду с морскими, особенно если будут созданы средства передвижения с большой грузоподъемностью и низкими издержками - дирижабли или что-то еще.

- То есть высококлассный аэропорт становится ключевым фактором развития?

Да, безусловно. А еще области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста. Аэропорт под региональные линии, но с возможностью летать, скажем, в Москву. Иначе наш туристический кластер так и останется невостребованной мечтой.

Нынешняя схема, когда сначала надо лететь в Челябинск (который пока что не Дубай, и такого впечатления сам по себе не производит), аэропорт которого пока еще не обладает достаточной пропускной способностью, а потом еще ехать 130–150 километров по М-5 в ее нынешнем состоянии... Не самая радостная перспектива для любого туриста. Лучше прилетать сразу туда, где человек хочет отдыхать.


«Области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста»

Стратегии развития, которые разрабатывают ведущие регионы страны, отличаются очень серьезной амбициозностью задач. В том же Татарстане стоит задача увеличить численность населения республики на миллион человек. Логика достаточно понятна - чем больше людей качественно живет на территории, тем больше там денег, тем больше рынок, в том числе потребительский, и тем выше уровень, возможности развития. Насколько я помню первые обсуждения в вашей рабочей группе, эксперты склонялись к тому, что хорошо бы не потерять в количестве населения... Почему? И насколько та стратегия, которую вы разрабатываете, амбициозна?

Задачу по увеличению населения региона перед нами ставил губернатор области Борис Дубровский, который считает такое развитие событий в том числе лучшей оценкой качества управления регионом.

Но мы поставили в приоритеты не общее количество населения, а его качество, да простят мне это выражение. Качество человеческого капитала - вот ключевой показатель.

Понимаете, любая новая технология, помимо всей своей пользы, всегда ведет к сокращению «простых» рабочих мест. Всегда. И сокращение рабочих мест в тех отраслях, которые составляют основу нашей сегодняшней экономики - процесс неизбежный.

Поэтому мы посчитали, что целью должно быть не столько валовый рост населения, сколько улучшение качества его жизни. А для этого прежде всего должен расти уровень компетенций людей - их навыков, опыта, квалификации, знаний.

Если выражаться совсем уж упрощенно, то в Челябинской области должны жить умные люди, и жить они должны хорошо.

- Но в каких показателях это могло бы выражаться?

В экономике это прежде всего производительность труда и выработка продукции на одного сотрудника. Именно в этом сейчас разница между Россией и ведущими странами.

Сейчас средняя выработка продукции на работающего человека - около 730 тысяч рублей в год. Чуть более 60 тысяч в месяц. А тот же уровень зарплаты просто не может быть выше производительности труда. А в той же Германии выработка - 80 тысяч евро в год на одного сотрудника. Вот вам и разница, которая отделяет нас от того, чего мы хотим добиться...

Это не значит, что наш человек должен работать больше (порой это уже просто невозможно) - но он должен работать умнее, на другом, более эффективном оборудовании, и используя совсем другие технологии. Либо продукт, который создает человек, должен быть уникальным и неповторимым.

Кроме того, конструкция нашего рынка труда в корне неправильная. Добрая половина рынка труда - это что-то так или иначе завязанное либо прямо на бюджет, либо на что-то квази-бюджетное (МУПы, МАУ, госпредприятия и тому подобное). Но бюджетная сфера не создает добавленной стоимости, в лучшем случае она обеспечивает сервис.

Изменить это можно, лишь кардинально изменив качество госуправления. Которое, по-хорошему, должно стать своего рода глобальным онлайн-сервисом. Все, что хочет человек от государства, он должен получать через, грубо говоря, мобильное приложение в телефоне, и, по возможности, вообще не встречаться с чиновником. Это, кстати, помимо прочего, резко снизит затраты.

И в любом случае, та экономика, которая будет создаваться, те технологии, которые будут появляться - все это придумывают люди. И наша суперцель - сделать здесь своего рода «фабрику» по производству таких вот умных людей. Самых умных людей.

- То есть - битва за мозги?

Да. Как и во всем мире, замечу.

- Но то, о чем вы говорите, невозможно без высококачественного образования.

Изучая, где взять эти «мозги», мы проанализировали уровень, качество образования в Челябинской области. Выяснилось, что уровень среднего образования у нас вполне достойный. А вот дальше...

Сейчас те выпускники, которые хорошо закончили наши лучшие школы и лицеи, уезжают из Челябинска сразу же. В ту же Москву. Те, кто остались здесь, учатся в наших вузах, но если они хорошо их закончили, то, как правило, тоже уезжают.

Здесь же остаются по большей части условные «троечники». А они куда реже способны создать что-то новое, прорывное. Хотя частенько из них получаются неплохие предприниматели, и недооценивать их не нужно (улыбается). Но нам нужны не просто хорошие бизнесмены, а именно создатели, изобретатели чего-то нового.

У нас есть хороший базовый ресурс - выпускники наших школ. Но почему они уезжают? Кто-то - потому что хочет жить в Москве или Нью-Йорке. Нормальное желание, и с ним вряд ли что-то можно сделать. Но давайте посмотрим те же США - там вовсе не все задаются целью ехать в Вашингтон (или Нью-Йорк, или Калифорнию). В конце концов, университетская столица США - Бостон. Мы бы хотели, чтобы Челябинск стал таким «Бостоном».

Это как? При наличии-то ведущих российских вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске?

И по своему бизнесу, и в том числе потому, что мои дети сейчас поступают в вузы, я был вынужден детально проанализировать российское высшее образование. И скажу вам, что ну нет у нас в стране ни Стендфордских университетов, ни Массачусетских технологических институтов. В России есть просто хорошие, известные вузы, есть высокий уровень базового высшего образования. Но в наших вузах нет ориентира на постоянное внедрение в образовательный процесс лучших практик.

Эти практики возникают у мировых лидеров. И они не считают эти данные секретными, и делятся ими совершенно спокойно (может быть, потому, что это уже изобретено, а они работают над чем-то новым). Посмотрите, тот же Массачусетский технологический институт просто опубликовал в свободном доступе все свои основные учебные курсы. Заходи на сайт, смотри, изучай, внедряй. Эти же вузы спокойно относятся и к обмену преподавателями, и к подобным практикам. Ну так почему бы эти лучшие мировые практики не брать и не внедрять у нас? К тому же в России это мало кто делает...

- А наши вузы захотят это делать? Им это надо?

Именно сейчас мы можем (если захотим) стать в этой отрасли лидерами. Причем, что называется, «за недорого». И речь ведь не только о крупнейших вузах...

- То есть не только ЮУрГУ, но, скажем, частный Русско-британский институт управления?

Кстати, отличный в своем роде пример.

Одно другого не просто не исключает, но невозможно друг без друга. И поверьте, именно человеческий ресурс сильнее всего меняет экономику.

Но есть еще один фактор, без которого рост, развитие невозможны - люди должны поверить в то, что это возможно и что это уже происходит.

Верно. И здесь очень важна именно динамика. Если люди будут видеть что что-то, пусть понемногу, но все же меняется к лучшему, что каждый день что-то происходит, этого будет достаточно. Но надо, чтобы что-то происходило на деле каждый день. Это все достаточно понятно и реализуемо. Было бы желание...

Вице-губернатор Челябинской области Алексей Овакимян уходит в отставку по собственному желанию. Обнародованное заявление губернаторской пресс-службы об отставке чиновника не стало неожиданностью для большинства политических экспертов Южного Урала. Сам Алексей Овакимян , отвечавший в правительстве на протяжении последнего года за привлечение инвестиций, от комментариев воздерживается. Наблюдатели связывают уход вице-губернатора напрямую с неэффективным выполнением своих прямых обязанностей. Однако по данным интернет-газеты , причины побудившие соратников челябинского губернатора столь настойчиво добиваться устранения от власти «главного по инвестициям», заключаются не только в этом.

Очевидно, что уход вице-губернатора стал следствием наметившегося несколько месяцев назад раскола в команде Михаила Юревича . По данным , заявление об увольнении по собственному желанию с должности вице-губернатора области Алексей Овакимян положил еще в начале недели. Сообщение на сайте губернатора появилось вчера в самом конце дня, когда уже были отправлены в печать первые полосы газет и заверстаны итоговые новостные и экспертные сюжеты на телеканалах и в интернет-СМИ.

Впрочем, даже в отсутствие официальных и экспертных комментариев было очевидно, что к отставке Овакимяна вынудило длительное аппаратное противостояние в команде Юревича .

Пресс-служба Юревича уточняет, что Овакимян вошел в состав областного правительства чуть более года, то есть 1 февраля 2011 года. Ему было поручено принципиальное по важности направление работы - экспертиза инвестпроектов в регионе. В первые же месяцы работы на новой должности Овакимян презентовал общественности планы по развитию туристского кластера в Челябинской области. Говорилось о том, что конкурентные преимущества Южного Урала - красивая природа и огромное количество озер – просто должны быть конвертированы в инвестиции, преимущественно иностранные. Спустя время была утверждена сформированная при участии экспертного управления и программа развития туризма. Денег, впрочем. На ее финансирование в бюджете не был предусмотрено.

Про Овакимяна говорили как о несамостоятельной фигуре. Такого мнения придерживается, в частности, политолог Александр Подопригора . «Изначально Алексей Овакимян был ставленником сенатора Константина Цыбко , вместе с которым они, в частности, работают в рамках Агентства регионального развития. Вице-губернатор должен привлекать в регион инвестиции, однако конкретных результатов его работы нет. Есть только заявления о крупных проектах без конкретики», - заявил в недавнем интервью политолог, известный близостью к оппонирующему группе Цыбко клану в окружении челябинского губернатора.

И тем не менее Овакимян долгое время оставался главным после самого губернатор спикером по вопросам инвестиций. Стремившийся привлечь иностранные вложения в стагнирующую экономику Южного Урала губернатор Юревич в течение года объехал несколько европейских стран, США, Китая, встречаясь с правительствами кругами и предпринимателями. Везде его сопровождал Овакимян .

Говорят, соратники Юревича из числа «старой гвардии» очень ревнуют Юревича к его другу Цыбко , и как следствие, недолюбливали его ставленников – вице-губернатора Алексея Овакимяна и первого помощника по избирательным технологиям Николая Сандакова . Провальные для ЕдРа результаты декабрьских выборов (по оценкам экспертов, процент выше среднего по стране удалось натянуть только благодаря административному ресурсу) позволил ослабить политическое влияние Цыбко в окружении губернатора. Так, господин Сандаков был отправлен в ссылку разруливать политические процессы в удаленном от Челябинска Ашинском районе. Удар по экономическому крылу команды Цыбко был нанесен Александром Подопригорой , который в своих многочисленных комментариях обвинил чиновника в том, что Овакимян не справился с возложенными на него обязанностями по экспертизе инвестиционных проектов.

«Человека без опыта и подготовки вытащили из ниоткуда на крайне ответственный пост (сделал это сенатор К.Цыбко ), - написал об этом в своем блоге Александр Подопригора . - Он на этом посту сделать по-большому счету, ничего не смог (больше того - влез в политические интриги), что вызвало массу публичной критики и обоснованных вопросов. Инвестиции - ключевой пункт программы губернатора Юревича . И кто-то должен был понести политическую ответственность за срыв этой программы. Выбрали, естественно, самое слабое звено, без которого легко обойдутся. В общем, все на сей раз почти как в цивилизованных странах: назначение - год работы - провал - публичная критика - отставка по решению губернатора. Когда-то же надо начинать приучать этих ребят к мысли о том, что ответственность и репутация - не пустые слова в политике - даже в нашей».

Между тем, еще в начале недели по Овакимяну ударила «тяжелая артиллерия». На официальном сайте правительства Челябинской области было размещено заявление первого вице-губернатора Олега Грачева , в котором он в неожиданно резких тонах опроверг информацию о планах региональных властей по строительству аналога «Диснейленда».

«Никакие планы в правительстве Челябинской области не обсуждались, переговоры по этому поводу официально ни с кем не велись», - сказал он. По его мнению, «возможно, некоторые чиновники выдают желаемое за действительное, тем самым выставляя, прежде всего себя, на посмешище». «Для правительства области приоритетны были и будут те проекты, при которых инвесторы, реально вложив деньги, уже прошли так называемую „точку невозврата“. Все остальное - клоунада и прожектерство», - заявил первый вице-губернатор, назвав «Диснейленд» нереальным проектом.

После этого для многих стало очевидно: вопрос отставки решен.

Иную версию аппаратного переворота в окружении Юревича выдвигает известный челябинский политтехнолог и политолог Александр Мельников . Отставка Овакимяна , на его взгляд, имеет «слабое отношение к чисто профессиональным претензиям», но хорошо вписывается в логику ожидаемого переезда в Москву квартета Юревич -Грачёв -Уфимцев -Евдокимов .

«На хозяйстве в Челябинской области должна остаться максимально (насколько это возможно, когда старая гвардия уезжает) проверенная и лояльная команда. Поэтому нужную конфигурацию начали выстраивать уже сейчас. Не уверен, что к уходу Овакимяна применима президентская формулировка "в связи с утратой доверия". Скорее: в связи с его недостаточным количеством. Таковы суровые реалии переходного периода», - считает эксперт.

О том, что Овакимян не грезил о карьере чиновника, говорили многие. Его было вполне комфортно в качестве одного из руководителей крупнейшей в Челябинске аудиторской компании « Авуар» . Заняв вице-губернаторскую должность, он так и не вписался в аппаратные интриги и не стал до конца своим в здании на Цвиллинга, 27.

Источник в министерстве экономического развития региона частично подтверждает версию, озвучиваемую Александром Мельниковым . Причиной аппаратного конфликта в окружении Юревича и последующей отставки Овакимяна стали не профессиональные претензии в адрес последнего, а в большей степени планы команды Цыбко по приватизации госпакета ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

О этих планах Овакимян рассказал вскоре после вступления в должность: «Область тоже продает свою долю, деньги от продажи не нужны, скорее всего, в счет этого пакета заберем «социалку». ЧТЗ же в свое время строился, как город, у них были свои клубы, ДК, школы, поликлиники. Область заберет социальную часть в счет своей доли, а завод сконцентрируется на производстве», - заявил он в одном из интервью.

Позднее стало известно о том, что в правительстве области разработали хитрую схему по обмену активами с Уралвагонзаводом, который с недавних пор значится генеральным инвестором ЧТЗ. Интерес двух участников обмена прост. УВЗ нужны производственные активы завода, часть которых до сих пор числится на балансе областного минпрома, а правительство готово забрать социалку тракторозаводчан. Ради такого дела правительство даже готово было продать инвестору принадлежащую ему долю ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Но выходить на открытый конкурс правительству было боязно, потому как пакет могла купить случайная структура. Потому областной пакет ЧТЗ решили передать в уставный капитал Агентства развития региона. А уже оно, по закону, вправе произвести операцию мены: вы нам производственные мощности и помещения, а мы вам дворцы культуры и прочую социалку.

Получение АРР, президентом которого является Константин Цыбко , а куратором в правительстве региона значился Алексей Овакимян , по информации вызвало бурю негодования в противоположном аппаратном лагере, а областной министр экономического развития Елена Мурзина в кулуарах даже пообещала не пожалеть никаких сил, чтобы заблокировать эту сделку.

В сентябре 2011 года стало известно о том, что доля в уставном капитале «ЧТЗ-Уралтрак» внесена в областной план приватизации на 2012 год. Считается, что сделка по переуступке активов ЧТЗ могла состояться в середине – второй половине 2012 года. Экономические бонусы, получаемые АРР в результате этой непрозрачной операции, оценивались источником в 850 млн рублей.

Операция по дискредитации Овакимяна и его устранение от власти позволило заблокировать планы группы Цыбко в правительстве региона. Будущее самой структуры под названием Агенство регионального развития также на сегодня представляется сегодня весьма туманным. Скорее всего «детище» Цыбко и Овакимяна , утратив статус, сохранит за собой н ближайшее время номинальный круг полномочий.

Будет следить за развитием событий.

Алексей Овакимян родился в 1972 году в городе Озерске.

Окончил Южно-Уральский политехникум, высшее образование получил в Южно-Уральском государственном университете на факультете "Экономика и право".

Начал карьеру в августе 1996 года в должности оперативного сотрудника Управления Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области, затем стал начальником организационно-инспекторского отдела и завершил работу в налоговой полиции в должности помощника начальника управления.

С августа по ноябрь 2002 года руководил Сводным отделом экономического анализа, прогнозирования и регулирования Комитета по экономике Челябинской области. В ноябре 2002 года был назначен начальником Центра поддержки предпринимательства Комитета по экономике Челябинской области.

В январе 2004 перешел на должность исполнительного директора «Корпорация Символ – Строй Инвест», где проработал до апреля 2005 года.

С апреля 2005 по январь 2011 года был основным учредителем и директором «Аудиторская фирма «Авуар» - одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний Челябинска и области.

Параллельно с основной работой Алексей Овакимян занимался преподавательской деятельностью - сначала в Озерском технологическом институте - отделении МИФИ, а затем в ЮУрГУ, где проработал 10 лет на кафедре экономики и экономической безопасности. С 2001 года имеет ученую степень «кандидат экономических наук».

Аттестат аудитора получил в 2002 году по виду аудиторской деятельности «Общий аудит». Член Аудиторской Палаты России с 2006 года, член Совета Уральского регионального филиала Аудиторской Палаты России с 2008 года.

Долгое время являлся внештатным советником аппарата полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе, руководителем его территориальной приемной в г. Озерске Челябинской области.

С февраля 2011 по апрель 2012 года – заместитель губернатора Челябинской области по правовым, имущественным и инвестиционным вопросам.

https://www.сайт/2017-01-24/aleksey_ovakimyan_ob_upravlenii_ekonomikoy_i_perspektivah_malogo_i_srednego_biznesa

«Нашу идею по «Гринфлайту» сочли слишком оптимистичной»

Алексей Овакимян – об управлении экономикой и перспективах малого и среднего бизнеса

Экс-вице-губернатор Челябинской области, а ныне старший партнер ГК «Авуар» Алексей Овакимян считает, что в России и в Челябинске, в частности, есть мозги и идеи, которые позволят стране преодолеть технологическое отставание. Проблема в другом - по мнению Овакимяна, в российской модели экономики сильна фискальная сторона, поэтому многие предприниматели опасаются начинать новый бизнес. О том, есть ли будущее у российской экономики и как он с партнером хотел спасти «Гринфлайт», Алексей Овакимян рассказал в интервью сайт.

— Экономические новости иногда выглядят, как военная сводка. Можно ли ждать улучшения экономической ситуации в России?

— Мы находимся в глобальном социуме. И рассматривать нас в отрыве от мира нельзя. Экономика - это штука цикличная. Через какое-то время все повторяется, но уже на новом уровне. Циклический спад, который сейчас наблюдается, обернется ростом. Но проблема в том, что меняется модель мировой экономики: появляются новые сервисы, услуги, новые виды бизнеса. И из этого кризиса мы выйдем тогда, когда освоим новые технологии. Когда сможем конкурировать с тем, что происходит даже не в Китае, а в США. Мы видим, что энергоносители заменяются альтернативными видами топлива. Двигатель внутреннего сгорания заменяется на электрический, Amazon продает товары без продавцов. То, что мы привыкли делать из металла, в обозримом будущем будет делаться из совсем других материалов. Меняется скелет экономики. Кризис закончится тогда, когда мы поймем, что должны производить новые, конкурентно способные продукты, а не пытаться продать с прибылью неактуальные материалы.

В России есть потенциал по этим технологиям. Мы себя недооцениваем, но у нас есть наработки практически по всем направлениям, которые вскоре станут главными в мировой экономике. Эти наработки есть даже в Челябинске.

— Много говорится о нашем технологическом отставании, можно ли наверстать отрыв?

— Мы очень сильно отстали в системе управления экономикой. А вот отставание в технологиях - это нестрашно. Сейчас от стартапа до бизнеса путь сократился до минимума. Несколько лет назад никто не думал про сервис вроде «Али-баба» или про автомобили Tesla. Прошло совсем немного времени, люди это придумали и реализовали. И сейчас такие проекты покрывают все мировое пространство. Поэтому отставание в технологиях легко преодолимо. Мозги для этого у нас есть. Еще недавно я в это не верил.

Сейчас вижу, что идеи и мозги для их реализации есть даже на Урале, не говоря про Россию в целом. А вот система управления экономикой у нас хромая на обе ноги.

Мы взяли крен в фискальную сторону. Всё работает по принципу: когда денег нет, их нужно у кого-то взять. Проще всего взять у бизнеса. Поэтому многие боятся стартовать в этой ситуации. Если поменять систему, сделать ее лояльнее к предпринимателям, то догнать западные технологии будет несложно. Это будет проще, чем в 30-е годы, когда шла индустриализация и строилась инфраструктура. Сейчас эти траты не нужны. Сейчас нужно дать предпринимателям немного свободы и немного денег.

— Но так уже было, и предприниматели, и деньги оказались за границей…

— Золотую середину между свободой и контролем нащупать сложно. И я не скажу, где она. Но экономика - это свободная субстанция. И деньги всегда идут туда, где безопасно. Если человек будет понимать, что здесь безопаснее, то он никуда деньги не поведет. Предприниматели, которые сейчас работают в России, это настоящие патриоты. Они видели весь негатив, который может быть со стороны государства, и все равно остались. Вот эти люди при прочих равных не уедут и деньги не уведут. Мы часто хотим найти инвестора, который привезет деньги, технологии, построит завод, даст нам рабочие места и налоги. Но это иллюзия. Завод в первую очередь построит местный предприниматель. Да, он привлечет технологии и финансирование из вне, но инициатива всегда будет с территории. Если бизнесу гарантировать, что полученные доходы никто не заберет, и что право собственности будет незыблемым хотя бы до конца его жизни, то он не убежит.

— Где окажется Челябинская область с ее металлургией, есть ли у нас точки роста в новой экономике?

— В новой экономике электрическая энергия будет пользоваться большим спросом, чем сейчас. В Челябинской области нет смысла развивать альтернативные источники энергии. Есть места, где солнечных дней гораздо больше, чем у нас. Поэтому поля с солнечными батареями под Троицком вряд ли появятся. Вполне живая тема для нас - материалы для новой энергетики. Это очень ёмкая тема. Еще 15 лет назад Снежинский ВНИИТФ предлагал производить солнечные батареи на кремниевой основе. Проект не пошел, но эти технологии у них были уже тогда. Сейчас Китай опережает весь мир по производству солнечных батарей. Но это не значит, что мы не можем попасть на этот рынок, потому что сырье производится у нас. Кроме того, у нас в регионе есть эксклюзив по графиту, который участвует во всех современных нано-материалах. Замещение меди в обозримом будущем не планируется. И по производству этого материала мы более чем конкурентоспособны. У нас сосредоточены и сырьевая база, и производство. Во-вторых, никто не отменял логистику. Да, она будет развиваться, может быть, появятся новые виды воздушных перевозок, но ближайшие 10 лет никуда не денется перевалочная база Челябинск - Екатеринбург, которая является коридором на Китай.

Идея нового шелкового пути из Китая от Урумчи, через Казахстан, ТЛК «Южноуральский» на Москву по-прежнему имеет право на существование.

А там, где есть логистика, там может быть и фасовка, и производство. Это тоже точка роста. Еще один важный элемент. Челябинск - это густонаселенный мегаполис, у нас высокий уровень образования и низкие издержки. В Челябинске сейчас самая низкая стоимость квадратного метра, если сравнивать с другими миллионниками, и одна из самых низких зарплат. Мы могли бы сделать здесь аутсорсинговый центр. Роботизация офисных функций, таких как бухгалтерия, кадры, колл-центр, - это перспектива очень близкого будущего. Компании будут передавать это на аутсорсинг. Здесь у Челябинска гигантские перспективы. Здесь точка выхода Челябинска в большой бизнес. У нас могут находиться специалисты, которые будут работать за компании по всей стране. Все, что можно вывести на аутсорсинг, можно вывести в Челябинск, благодаря низкой стоимости недвижимости, низкой зарплаты и высокой квалификации. Это десятки тысяч рабочих мест, которые могут занять люди, освободившиеся на промышленных предприятиях благодаря новым технологиям.

— А к чему приведет глобальная роботизация в мировом масштабе?

— Скорее всего, люди поедут из Америки. Это технологический лидер, и она первая начала сокращать низкоквалифицированный персонал. Поэтому они заговорили о том, что им больше не нужны мигранты. Оттуда же берётся и стена на границе с Мексикой. Раньше экономике нужны были рабочие руки, и к мигрантам относились лояльно. Сейчас эти руки не нужны, все роботизируется. И первой страной, которая столкнётся с этой проблемой, будут США. Возможно, на компании возложат дополнительную налоговую нагрузку, чтобы содержать безработных. Но частично это компенсируется тем, что появляются новые потребности и новые продукты. Численность населения в мире растёт, и его надо чем-то кормить. Эти задачи и будут решать освободившиеся люди. Катастрофической безработицы в мире единовременно не произойдёт.

— Сейчас много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, но с другой стороны малое предприятие не построит, к примеру, ракету…

— Наша модель управления экономикой настроена на то, что крупную компанию контролировать проще. Поэтому система ориентирована по поддержку больших предприятий. Что бы ни говорили в министерствах и ведомствах, суть системы в том, чтобы поддерживать больших. Но то, с чего мы начали, новую экономику большие компании не сделают. Если взять первую пятерку мировых компаний, кроме Wallmart, это сплошь нефтянки. Кто из них сделал революцию? Никто. Все сидят на ресурсах, занимаются конъюнктурой и котировками. Даже Wallmart упустил волну, когда появились Amazonи Ali-express. Cейчас Wallmart сокращает число магазинов, хотя они были монополистами в мире, у них были деньги и ресурсы на то, чтобы совершить прорыв, развивать интернет-торговлю, автоматизировать торговые залы. Но они этого не сделали. Сейчас это компания с хорошей историей, но она уже в прошлом.

Ждать, что «Газпром», «Роснефть», металлурги, энергетики привнесут что-то новое, неправильно. Прорыв может сделать только малый и средний бизнес.

Он тоже бывает разным. У нас привыкли воспринимать его как розничную торговлю и сферу услуг. Что бы ни говорили про поддержку бизнеса, один магазин не может конкурировать с «Пятерочкой», их технологии намного эффективнее. Конкуренции в одном сегменте между малым бизнесом и большим не бывает, большой всегда победит. А вот новые продукты большие компании производить не могут. И тут есть поле для малых предприятий. Стартапы нужны, и кроме МСБ их делать некому. Инновационные предприятия очень быстро становятся крупными. Справедливости ради надо сказать, что только один процент таких проектов вырастает в большую компанию. Но это стоит того, потому что этот один процент и двигает экономику вперёд. Ради этого малый и средний бизнес и надо поддерживать.

— Какие проекты в этой сфере вам запомнились?

— Самый яркий пример - компания «Конар». 10 лет назад это была малая компания, но они нашли технологии, взяли самое лучшее из мировой практики, и сейчас это крупная компания по мировым меркам. У нас масса IT-проектов, которые не публичны. Но в Челябинске этот кластер очень серьёзный. Сеть «Красное и белое», которая стартовала 10 лет назад. Кто-то может сказать, что это не инновация, но вы попробуйте найти свой формат в розничном сегменте, которого просто нет нигде в мире. Этот формат вполне может экспортироваться. Есть компания «НЕКК», которая производит медный купорос. Это вещество всегда есть как отход на медном производстве. Но купорос от «НЕКК» идет в биодобавки, корма, фармакологию, косметологию и т. д. Компания появилась с нуля, это в чистом виде стартап. И сейчас входит в мировой топ производителей, работает на экспорт.

— Один из своих проектов - «Генштаб» - вы тоже относите к такого рода компаниям?

— Такой технологии нет ни у кого, хотя ей давно пора появиться. Что такое бухгалтерия? По сути, это перенос данных с бумаги в компьютер. При том что бумажный носитель уже никому не нужен. Вся отчетность происходит в электронном виде. Но две трети рабочего времени бухгалтер просто переносит данные на бумагу и обратно. Зачем? Все можно делать через смартфон. Мы привыкли к тому, что покупки, оплата услуг, бронирование делаются через телефон. Мы придумали продукт, который позволяет упаковать бэк-офис в мобильный телефон. Система электронного документооборота, бухгалтерские программы, интернет-банк, CRM и ERP-системы - все это существует очень давно. Но все это было отдельно друг от друга. Мы все это собрали в один продукт, который удобен и понятен менеджеру без специального бухгалтерского образования. Руководитель предприятия, собственник бизнеса может обойтись без бухгалтера, пользуясь только нашей программой. Но это не только электронное решение, но и ответственность, которую мы на себя взяли.

Аутсорсинг в России сильно дискредитировал себя.

Как правило аутсорсер - это опытный специалист, который уволился и стал работать на фрилансе, со всем вытекающими последствиями в виде необязательности, безответственности и т. д. У нас с клиентом четкие, юридически зафиксированные отношения, со штрафами за наши ошибки и т. п. Мы тратим деньги на страхование от своих ошибок. В случае нештатной ситуации клиент получит компенсацию потерь. Ответственность с такого аутсорсера, как мы, кратно выше, чем со штатного сотрудника.

— Вашей компании исполнилось 15 лет, чего вы достигли за это время? И как на бизнесе отражается кризис?

— Из нестоличных мы самая крупная компания в своей сфере. По численности персонала, по количеству реализованных проектов мы уже два года лидируем в России, если не брать в расчет компании Москвы и Санкт-Петербурга. При этом делаем это с челябинским ценником, при том что квалификация у наших сотрудников сопоставима. Наша компания диверсифицирована. Мы занимаемся широким кругом вопросов: от аутсорсинга бухгалтерского учета до вывода компаний на IPO. Благодаря этой диверсификации, при падении в каком-то сегменте мы компенсируем это ростом в другой области. При том что экспертное сообщество в «Авуаре» достаточно универсально и может решать разные задачи. Понятно, что в стране денег стало меньше. Но наша разноплановость позволяет балансировать и расти.

Вообще, я ловлю себя на мысли, что для меня будет серьёзным вызовом работа компании в период стабильности.

Все время, что я занимаюсь бизнесом, в нашей стране кризис. И как жить в этой ситуации я знаю. А вот что делать во время стабильности - нет.

— У вас был свой проект спасения компании «Гринфлайт», в чём он заключался и почему его не одобрили?

— Это был 2015 год. Идея заключалась в том, чтобы довести до логического итога проект «Гирнфлайта». Он создавался как федеральная сетевая компания. Идея была очень хорошая, со своей инновационной моделью. Такой компании в стране до сих пор нет. Понятно, что создавать крупного федерального игрока на маленьком Челябинском рынке при цене 30 тысяч рублей за квадратный метр, наивно. Но у «Гринфлайта» был участок земли в Подмосковье, были идеи проектов Перми, Тюмени, Екатеринбурге. Если бы всё это реализовалось, то это помогло бы компенсировать издержки в Челябинске. И вообще эта модель с проектами в разных регионах помогала бы балансировать компании. Где-то прибыль упала, а где-то выросла. И это бы выправляло общую ситуацию. Я с партнером хотел запустить этот процесс. Для этого планировалось вывести компанию на IPO, получить доступ к дешёвым деньгам. Тогда эту идею посчитали слишком оптимистичной. Своих средств там было немного. Но были инвесторы, под эту идею банк давал кредит.

Вообще, под хорошую идею всегда можно привлечь инвестиции, даже сейчас. Один мой знакомый как-то сказал мне, что думает, куда вложить миллиард долларов. Я решил, что я о нём чего-то не знаю, откуда у него взялся миллиард долларов? А он ответил, что если будет хорошая идея, то всегда найдутся те, кто захочет вложиться. И я с ним согласен.

— Традиционный вопрос в последнее время: почему вы не уезжаете из Челябинска?

— Я здесь родился и всю жизнь живу, зачем мне куда-то уезжать? Да, экология у нас плохая. Но в советские годы предприятия работали куда интенсивнее, ни про какие фильтры никто даже не слышал. То, что сейчас происходит, этот тренд — бежать из города за свежим воздухом, на мой взгляд, это результат скорее информационного потока: «плохая экология, надо уезжать». Люди внушаемы, сейчас по телевизору, в соцсетях, в СМИ говорят: «нечем дышать». Если сто раз сказать человеку, что он свинья, он в это поверит. Вот у нас весь город и захрюкал. Хотя проблемы экологии в городе решать нужно. Думаю, если власть хотя бы займется проблемой экологии в открытом для населения информационном поле, люди не будут думать о переезде. Что касается других аспектов, то в Москве или Сочи мне не подходит менталитет. В Сочи очень сложный менталитет, который сформировался с советских времен, когда все хотели получить с отдыхающих как можно больше денег, и необязательно законным путем. И в том или ином виде этот подход там сохраняется и сейчас. Вести дела в таком окружении непросто. В Москве решаются вопросы, но там ничего не производится. А я люблю делать продукты, и в Челябинске вести бизнес проще и выгоднее. Челябинский менталитет, в отличие от «курортного» и «столичного», предполагает, что люди говорят, делают и думают одно и то же. Мне так больше нравится.

В Челябинске 365 человек эвакуировались из школы из-за поджога в туалете

Сегодня, 16:08 Происшествия

До +20 градусов потеплеет в Челябинской области

Сегодня, 15:45 Общество

По иску прокурора в Челябинске снесут недострой на Братьев Кашириных

Сегодня, 15:05 Общество

В Миассе ВАЗ насмерть сбил молодую девушку на «зебре»

Сегодня, 14:44 Происшествия

Недоброе утро: сразу несколько челябинцев обнаружили проколотыми колеса своих авто

Сегодня, 14:27 Происшествия

Путин утвердил критерии оценки губернаторов

Сегодня, 14:15 Политика

Текслер сделал первое назначение в правительстве Челябинской области

Сегодня, 14:04 Политика

Любовь длиною в жизнь: в Коркино супруги отметили бриллиантовую свадьбу

Сегодня, 13:39 Общество

Евгений Тефтелев покидает пост вице-губернатора Челябинской области

Сегодня, 13:21 Политика

«Столетние артефакты не нужны»: активист пытается спасти остатки каменной набережной в Челябинске

Сегодня, 12:34 Общество

ВАЖНО. Кандидатам в губернаторы Челябинской области разрешили самовыдвижение

Сегодня, 12:30 Политика

В уральской «запретке» спасли школьника со льда озера

Сегодня, 12:00 Происшествия

В Пасхальную ночь в Челябинске будет работать общественный транспорт

Сегодня, 11:47 Общество

Рядовой сломал челюсть ефрейтору в Чебаркуле и получил реальный срок

Сегодня, 11:37 Общество

Челябинца арестовали за отказ снять тонировку со стекол авто

Сегодня, 11:29 Общество

Суд отказал челябинке, требующей 700 тыс. за падение в гипермаркете

Сегодня, 11:17 Общество

Жителей Озерска осудили за вымогательство квартир и денег

Сегодня, 11:11 Общество

Южноуральские аграрии ремонтируют технику с помощью 3D-принтера

Сегодня, 10:50 Общество

В Озерске сотрудники ФСБ задержали подпольных оружейников

Сегодня, 10:36 Происшествия

Иван Ургант предложил сделать мэром Копейска Ким Чен Ына

Сегодня, 09:56 Общество

Челябинцы делятся фотографиями апрельского снегопада в соцсетях

Сегодня, 09:52 Общество

УРАЛСИБ увеличил максимальную сумму автокредита до 5 млн рублей

Сегодня, 09:49 Финансы

НУЖНА ПОМОЩЬ. В Челябинске 9-летнего ребенка госпитализировали после наезда авто

Сегодня, 09:25 Происшествия

Челябинцы рассказали, как собираются отмечать Пасху

Сегодня, 09:17 Общество

Самый скорбный день в году: Страстная пятница – запреты, поверья и традиции

Сегодня, 07:20 Общество

Священника, сосланного в село из-за фото жены, вернули в Магнитогорск

Вчера, 20:14 Общество

Более 80% россиян считают себя счастливыми

Вчера, 17:13 Общество

В полиции Южного Урала опровергли обвинения в избиении автоледи

Вчера, 16:52 Общество

В Магнитогорске неизвестные облили авто краской и пожелали хозяину смерти

Вчера, 16:44 Происшествия

ВНИМАНИЕ. На 2 дня ограничат движение в Ленинском районе Челябинска

Вчера, 16:38 Общество

Полицейские изъяли 70 тыс. бутылок контрафактного алкоголя со склада в Челябинске

Вчера, 15:52 Общество

Рысь впервые попала в фотоловушку в нацпарке «Зюраткуль»

Вчера, 15:45 Общество

Мокрый снег и похолодание до –5 придут на Южный Урал

Вчера, 15:43 Общество

ВАЖНО. Южноуральских детей не пустят в лагеря без прививки от клещевого энцефалита

Вчера, 14:50 Общество

Директор фирмы в Магнитогорске недоплатил налогов на 13 млн

Вчера, 14:43 Общество

Прямой ДОСТУП

T +

Warning: constant(): Couldn"t find constant NC_TOKEN_ in /var/www/сайт/netcat/system/nc_token.class.php on line 83

Вице-губернатор Челябинской области

А если точнее, в сферу ответственности заместителя главы региона Алексея Овакимяна входят повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области, финансовое оздоровление предприятий, расширение налогооблагаемой базы, а также обеспечение эффективного управления госсобственностью и недопущение преднамеренных банкротств.

Об этом, а также о реализуемых и планируемых инвестпроектах и предложениях, о том, становится ли Южный Урал более интересным для зарубежных и российских партнеров, читатели Агентства новостей «Доступ» могут спросить Алексея Овакимяна лично.

Напомним, все сообщения проходят премодерацию. Право отвечать на личные вопросы остается за гостем рубрики.

Вопросы и ответы

Игорь Павлов:

Вы отвечаете за инвестиционную привлекательность, Клепов - за привлечение инвестиций, Мурзина - за реализацию инвестиционной политики. Означает ли это безответственность? Как несколько человек могут отвечать за одно и то же?

Привлечение инвестиций в регион - это не мой эксклюзив, а приоритет политики губернатора. Все министры и заместители губернатора Челябинской области в своей сфере ответственности отвечают за привлечение инвестиций. Моя зона ответственности - правовое сопровождение инвестиционной деятельности и организация эффективного использования ресурсов региона (земля, недра, имущество, в том числе и предприятий-банкротов) для привлечения профильных инвесторов.

виктор:

На каком месте по объему инвестиций местных и зарубежных находится наша область по сравнению с другими регионами страны? Имеете ли Вы по этому вопросу точную информацию, а не просто свое мнение?

Интересующую Вас информацию можно увидеть на сайте министерства экономического развития Челябинской области: econom-chelreg.ru .

Айгуль:

В Чурилово становится всё больше детей, не могли бы Вы как нибудь сделать там спортивные секции, особенно женский футбол, он становится всё популярней, и если он в Чурилово появится то я вам буду очень очень благодарна, спасибо!:)

Чурилово - один из наиболее перспективных и активно застраиваемых регионов города. Безусловно, вся необходимая инфраструктура там тоже запланирована. Ваше обращение по спорткомплексу для женского футбола мне представляется очень интересным. Обязательно согласуем этот вопрос с администрацией города Челябинска.

Виталий:

Алексей Дмитриевич, здравствуйте. В последнее время много говорится о том, что наш регион надо больше позиционировать как туристический или археологический (Аркаим), тогда, соответственно, народ потянется, и это позволит увеличить бюджеты территорий. Однако во многом дальше слов дело не доходит. Есть ли в Ваших планах подобное направление или же все-таки они бесперспективны?

Южный Урал как туристический регион необходимо "раскручивать" практически с "нуля". Тем не менее, это делается и будет сделано в самое ближайшее время. Экономический и социальный эффект от этой работы - колоссальный. В каждом районе есть свои изюминки (пещеры, памятники, озера, тот же Аркаим и "Демидовские места"). Готовим предложения инвесторам для строительства оздоровительных, досуговых, развлекательных комплексов. Будем разрабатывать информационную кампанию по туризму на Южном Урале.

Почему-то раньше считалось, что люди должны приходить в администрацию и искать выход на "нужного человека", чтобы получить земельный участок. Сейчас подход меняется. Если человек приходит с интнресным проектом - землю можно давать даже бесплатно при условии, что на ней будет построен нужный людям и области объект.

Иван Георгиевич:

Господин министр, в последние месяцы по телевизиору очень много показывают про то, что к нам приезжают делегации разных стран, подписываются соглашения. А какие реальные совместные проекты уже реализованы, и что ждать еще?

Иностранные инвесторы действительно обратили внимание на Южный Урал. Это результат поездок губернатора, но многолетняя закрытость региона и осторожность иностранных компаний дают о себе знать. От первой встречи до строительства завода, как правило, проходит не один год. В 2011 году после многократных переговоров в Челябинске уже зарегистрировались несколько иностранных (преимущественно итальянских) компаний. Ожидаем еще. Думаю, к концу года результаты будут видны уже широкому кругу лиц.

Ольга Николаевна:

Как-то Вы, выступая, сказали, что в регионе необходимо провести инвентаризацию областной собственности, для того чтобы сохранить то, что может быть полезным южноуральцам, а те объекты, которые используются неэффективно, предложить инвесторам. Проведена ли такая работа, и каков ее результат?

Инвентаризация областной и муниципальной собственности - вопрос не из простых. Очень много объектов (и даже предприятий) не были учтены в реестре собственности. Видимо, нам предстоит еще работа по защите прав государства на те объекты, которые в свое время были по разным причинам "потеряны" регионом.

Тем не менее, к 01.07.11 инвентаризация будет закончена. Во втором полугодии 2011 года будут приняты приципиальные решения о мерах по наиболее эффективному ее использованию.

Константин:

Алексей Дмитриевич, на Ваш взгляд, из чего складывается инвестиционная привлекательность региона? Удобное географическое месторасположение? Вот, взять наш регион. Простаивают мощности некогда крупнейших оборонных предприятий. То есть там есть вся инфраструктура. Я так понимаю, что Ваша задача найти инвесторов под эти проекты. Но, с другой стороны, разные рейтинги упоминают Челябинскую область как самый худший с экологической точки зрения субъект РФ и занимает чуть ли не первые ряды по коррупционным делам (взятки, откаты). Есть ли система формирования привлекательности - инвестиционной - для региона? Есть ли хоть у глав муниципальных образований хоть какие-то задумки по этому поводу, кроме зимних курортов и летних баз?

Челябинская область имеет все предпосылки для привлечегия инвестиций. Даже взаимоисключающие вещи, как промышленность Карабаша и природа Увильдов (на расстоянии 8 километров) - это тоже наша изюминка.

Самое важное - это создание предпосылок для привлечения инвесторов:

1. Нормативно-правовая база (льготы, упрощенный порядок решения административных вопросов и пр.);

2. Открытие логистических коридоров, потерянных ранее. Челябинск находится на прямой линии транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай". При этом до сих пор автомобильные, железнодорожные и авиационные маршруты прокладывались в обход региона. Изменить ситуацию возможно уже в этом году. Приток инвестиций в регион после изменения логистической схемы будет несопоставим ни с какими другими мерами.

3. Ну, и безусловно, кадровый потенциал. Привлечение в регион специалистов и подготовка собственных кадров (не уезжающих из региона) - одно из обязательных условий инвестиционного роста.

Даниил:

Уважаемый Алексей Дмитриевич, насколько серьезно изменилась Ваша жизнь после назначения вице-губернатором? Удается заниматься делами компании "Авуар", и кстати, кто сменил Вас на этом посту? Несколько раз имел возможность встречаться с Вами на семинарах, и мне показалось, что Вы достаточно мягкий и довольно интеллигентный человек. Не тяжело с такими качествами быть вице-губернатором?

Безусловно, проще было работать в Авуаре, но работа в правительстве - элемент профессиональной самореализации. Авуар всегда был партнерством, по этому мой уход не был экстремальным для компании. Сегодня управлением Авуаром занимаются Константин Игонин и Станислав Миронов. Что касается личных качеств, я думаю они не самые худшие для чиновника. Посмотрите, в Европе никто ни на кого не орет, а живут не хуже нашего.

Юрий Ярославович:

Несколько дней назад Юревич передал Вам право продажи земельных участков под дачное строительство. Сколько потребуется времени для подготовки всевозможных правил, инструкций, постановлений, и нельзя ли это сделать по принцпу "одно окно"?

Привлечение инвесторов для освоения южноуральских земель действительно вопрос приоритетный и непосредственно связанный с созданием туристического кластера в регионе. Тем более что земля и имущество - один из основных источников налоговых доходов местных бюджетов.

До конца года вопрос о выделении земельных участков всем желающим будет решен. Только надо понимать, что земли будут раздаваться не в хаотическом порядке, а по согласованному плану, без ущемления интересов остального населения (в частности, без ограничения доступа желающих к водоемам) и с соблюдением инвестиционнох обязательств по строительству заранее оговоренных объектов, будь то поселки, базы отдыха, санатории и пр.

"Одно окно" при оформлении документов будет обязательно. В регионе таким органом будет областной "фонд имущества".

Иван Степанович:

Челябинская область всегда была машиностроительным регионом, и от этого нам пока никуда не уйти. Другое дело, что потеряна связь между предприятиями и наукой? Да и потом, не каждый завод возьмется создавать "пробничек" изобретателя, и вот тут бы пригодились Вы, как человек, отвечающий за инвесторов. Посмотрите, чего только ни придумали студенты-пищевики ЮУрГУ - во всем мире такого нет. А ЧТЗ как выпускал трактора 20-40 лет, так и продолжает, завод потерял ощущение современности и реальности. Может, если бы перепродать это предприятие, то можно было бы создать перспективное машиностроительное направление, в том числе и для проекта "Урал промышленный", или новые образцы коммунальной техники?

Поделиться